Тренажеры, виртуальная операция и рожающий манекен — экскурсия по симуляционным технологиям ТГМУ

Медицинский вуз максимально использует виртуальную среду, роботов и IT-технологии для подготовки специалистов

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Программируемый пациент, жалующийся на головные боли, робот, который оценивает правильность лечения или применения дефибриллятора, виртуальный атлас сосудистой или нервной системы — все это лишь малая часть огромной “империи” IT-технологий и тренажеров в Тихоокеанском медицинском университете. В современном здании во Владивостоке на Океанском проспекте, 165 на нескольких этажах разместился Институт симуляционных и аккредитационных технологий. Там студенты могут отработать все необходимые навыки по своей специальности, а практикующие специалисты пройти аккредитацию или подготовку в формате мультидисциплинарных бригад. Что за роботы обучают будущих медиков всего Дальнего Востока, и какие новинки готовит вуз, рассказали во время экскурсии сотрудникам ИА PrimaMedia.

ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсию по альма-матер будущих эскулапов провел директор Института симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ Валерий Гнездилов. По его словам, на нескольких этажах размещена лишь часть из огромного количества тренажеров для большинства специальностей. 

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

1 / 3

На первом этаже находится подразделение гибридных образовательных технологий в хирургии. В нескольких аудиториях можно пройти все этапы обучения — от первичных лекций и онлайн включений во время операций, до практики в настоящей операционной. Но обо всем по порядку. Начинается экскурсия с конференц-зала с мультимедийным оборудованием, с помощью которого есть возможность подключения прямой видеотрансляции к лечебным учреждениям.

“В режиме онлайн студенты могут поприсутствовать на операции, задать вопросы, причем подключиться к любому пользователю в России и за рубежом”, — пояснил Валерий Гнездилов.

Следом — зал с тренажерами. Тут вся система построена на подготовке будущих хирургов по разным направлениям — начиная от отработки мелкой моторики с манипуляторами для эндоскопистов и симулятора артоскопии. Устройства полностью повторяют все ощущения, с которым сталкивается практикующий специалист, выполняющий у человека подобные операции, для ориентира — только мониторы. Тут же тренажеры по урологии, сосудистой хирургии, эндоскопического обследования — всем известного проглатывания “лампочки”.

Есть помещение имитирующее операционный блок — там оборудовано все, как в настоящей больнице, с раздевалкой и предоперационной, где производят обработку рук со специальными локтевыми смесителями, чтобы хирург не дотрагивался до него кистью. Далее идет операционный зал — копия реального оперблока в любом хирургическом стационаре. В этом помещении даже циркуляция воздуха происходит как в обычной операционной — работает отдельная система климат-контроля для обеспечения правильного воздухообмена и поддержания комфортной для хирургической бригады и пациента температуры окружающего воздуха.

“Тут есть реальный операционный стол, свет, эндоскопическая стойка, наркозный аппарат. Ребята производят операции на животных в тесном сотрудничестве с ветеринарами, чтобы соблюсти морально-этические нормы и не подвергать животных страданиям. Это последний этап подготовки специалиста перед тем как он пойдет в реальную операционную. У нас работает хирургический кружок, ребята из которого в прошлом году на олимпиаде заняли второе место среди 15 команд Дальнего Востока”,

— добавил руководитель института.

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

1 / 2

Рядом стоит интерактивный стол — монитор в рост человека, на котором будущие медики могут повторить анатомию, причем не только человека, но и животных. Этот “виртуальный атлас” позволяет фактически воссоздать операционную, но виртуально, так как на модели человека или животного можно “разложить” все жизненные системы. Программа дает возможность увидеть внутренности, сделать надрез, посмотреть слои — кожу, нервную, сердечно-сосудистую систему, выделить орган, “поработать” с ним, сделать срез, рассмотреть со всех сторон.

Все эти технологии позволяют минимизировать проблему обучения медиков, связанную с морально-этическими нормами и юридическими ограничениями.

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

1 / 4

Следующий большой блок практически для всех специальностей расположен на третьем этаже — там предусмотрели самые разнообразные устройства не только для неотложенной помощи, но и многопрофильную специфику. Еще один этаж — для аккредитации специалистов и работы Аккредитационной комиссии Приморского края.

Для студентов на этаже висит электронное расписание, есть возможность смотреть ролики. Кстати, этот контент создают сами учащиеся. К примеру, в 2018 году вуз участвовал в гранте и подготовил не только видеоинструкции по оказанию первой помощи, но и приложение “Спасенная жизнь”, которое можно скачать для Android (12+). Особенность его в том, что оно может работать оффлайн. К примеру, отдыхая далеко “от цивилизации”, попав в неприятную ситуацию, можно посмотреть короткие видео или гифки о том, что делать в случае травмы, кровотечения и многие другие полезные материалы. 

Первой на этом этаже встречает аудитория для подготовки специалистов отделения травматологии — неотложки. Шкафы там забиты под завязку расходными материалами, средствами фиксации. Тут отрабатываются навыки первой помощи — на симуляторах разного уровня реалистичности и повреждений. Лежат манекены с повреждениями рук и ног, кровью на одежде, ожогами.

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

“Иногда студенты отрабатывают навыки и друг на друге. Для этого используют гримерный чемоданчик — тут есть масса материалов для грима, накладки имитирующих различные повреждения, есть специальная кровь. Все максимально реалистично. Многие знают о недавней трагедии — землетрясении в Турции. Так вот работу в подобных условиях мы тоже отрабатываем — тут лежат даже части стен для имитации завалов. Соблюдая всю технологию, учащимся нужно правильно извлечь “пострадавшего”, оказать помощь и подготовить его к транспортировке. Обоженные части тела, оторванные конечности, следы кровотечения — тут есть все”, — пояснил экскурсовод. 

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Специфика следующего помещения — общий уход за больными. Там будущие специалисты осваивают базовые сестринские навыки, среднего медперсонала. Учатся делать инъекции, ставить клизму. Для всех манипуляций — тренажер или манекен. Есть тут и руки, с венами и специальной кровью, чтобы выполнить все задачи с разными условиями — от подготовки лекарственного препарата, самой манипуляции и утилизации расходных средств. Есть тут и ростовые куклы, чтобы отрабатывать навыки перестилания, перекладывания. Интересно, что все аудитории снабжены видеонаблюдением и мониторами, поэтому после выполнения задания преподаватель может взять файл и разобрать его с обучающимися.

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

“Большой блок посвящен акушерству и гинекологии. Там есть роботизированные манекены, которые могут выполнять задание по программе. К примеру, новорожденные в настоящем работающем кювезе, которые действуют в наших роддомах. Малыши могут плакать, двигаться, дышать, у них даже понос может быть. Вот с такими недоношенными или обычными “малютками” работают неонатологи”, — добавил Валерий Гнездилов. 

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

1 / 4

Особое внимание экскурсантов из ИА PrimaMedia привлек роботизированный манекен роженицы. И было из-за чего — хоть роботом и управляет инженер, но выглядит это впечатляюще. Этот симулятор полностью воспроизводит процесс родов — родовый акт с криками, возможностью имитации внутреннего кровотечения, судорог и другими последствиями. А если поработать, можно добиться и “включить” улучшения — изменятся все параметры. Медики могут послушать тоны плода, увидеть как меняется ширина зрачков, отслеживать на мониторах состояние плода и мамы — физикальные показатели. Лежащий рядом новорожденный может лопотать, шевелить ручками, ему тут же можно измерить пульс, увидеть как поднимается его грудная клетка, послушать дыхание. Работает и прикроватный монитор, сжатый воздух, тепловая завеса.

“Мы в течение двух лет реализуем заявку Министерства здравоохранения Приморского края и готовим мультидисциплинарные бригады в перинатологии. Это не одна специальность, к нам могут прийти разные практикующие специалисты из неонатологии, акушерства и реаниматологии. Вот такими командами они отрабатывают сценарии тяжелых состояний”, — отметил руководитель института.

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Во время экскурсии в одной из аудиторий интенсивной терапии занимался шестой курс — отрабатывали базовую реанимацию. Кроме манекенов, тут тоже есть роботы и тренажеры. Один из роботов позволяет отработать элементы базовой реанимации — “пациент” дышит, у него можно определить пульс, применить дефибриллятор. Студенты тут же отслеживают на прикроватных мониторах его состояние, используют лекарственные препараты, после анализа состава чипами в венах состояние “больного” ухудшается или улучшается. 

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Следом — помещение с виртуальными симуляторами. К примеру, один из них со специальным столом с монитором и камерам позволяет без участия преподавателя научиться выполнять те или иные манипуляции.

“Этот разлинованный и пронумерованный стол с камерами помогал во время COVID-19. Без контакта с преподавателем, онлайн, на нем можно отработать множество задач. Например, выполнить задание в режиме экзамена, записать, а преподаватель в режиме онлайн выставит оценку”, — объяснили работу устройства.

Другой виртуальный симулятор пациента дает возможность студентам провести первичный прием, фактически как в поликлинике. Пациента можно осмотреть, задать вопрос, вести историю болезни, послушать сердце, дыхание, назначить анализы и все необходимые в данном случае обследования.

“Фактически играя, можно полностью обследовать пациента, назначить предварительное лечение, определить, какие дозировки нужны, а потом распечатать историю болезни. По ней преподаватель может выставить оценку и определить, правильно ли вели пациента. Тут около 50 заболеваний, по которым можно поставить диагноз. Эту программу мы дорабатываем и усовершенствуем — мы будем делать свое приложение с более высокой графикой, усовершенствованным функционалом”, — с гордостью рассказал Валерий Гнездилов, поделившись между делом планами. 

Примечательно, что каждый студент согласно профстандарту отрабатывает на этих симуляторах определенный набор навыков. В течение года будущие медики не раз приходят в эти аудитории. Единственное, сложнее приходится тем, у кого специфическая подготовка.

“Например, по психиатрии мы внедряем технологию симулирование пациента, когда его роль играет сторонний человек, думаем по этой теме посотрудничать с институтом искусств”, — объяснил он.

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

Экскурсия по Институту симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ. Фото: ИА PrimaMedia

1 / 6

В еще одной аудитории, посвященной терапии, показали очень удобный симулятор с фонендоскопами для прослушивания легких.

“Он позволяет обследовать пациента без прямого контакта и транслировать звук на несколько устройств — студенты могут слушать и понять картину. В библиотеке этого устройства есть 200 шумов. Это решает вопрос ограничений, с которыми раньше сталкивались для практике — в отделении лежало 20 человек, послушать удавалось не всех, да и не было того многообразия заболеваний. При этом беспокоить больных теперь необязательно. Вся эта система применяется на реальном человеке, даже если группа пришла в палату”, — показал на примере руководитель.

В вузе еще множество симуляторов, которые достают в нужный момент. Так как технологии не стоят на месте, а медицина развивается семимильными шагами, есть симуляторы уже российского производства.

“Мы собираемся открыть лабораторию материалов — расходных и различных составов. Запланировано это в рамках нашего участия в программе “Приоритет 2030″(12+). В работе у нас сейчас уже симулятор верхних дыхательных путей с 3D технологиями, программным обеспечением. В марте запустим аудиторию 3D визуализации — с большим банком контента. В VR-очках студенты смогут смотреть, как выполняются простейшие манипуляции — выполнение инъекции, постановка зонда и другие”, — заявил Валерий Гнездилов.

Сейчас в вузе обучаются не только студенты, но и практикующие медики по более чем 60 специальностям. Не всегда врач или средний медицинский работник может приехать в вуз, поэтому ТГМУ планирует развивать направление отработки навыков с помощью IT-технологий, а также расширять выездные формы тренировок. К примеру, университет уже организует выездные циклы на Сахалин, Камчатку. В планах — расширять географию.

Подробнее об участии ТГМУ в федеральной программе “Приоритет 2030” рассказал руководитель дирекции программы развития Роман Луговой.

“Эта программа предусматривает федеральное финансирование из средств национального проекта “Наука и университеты”. Ежегодно вузу выделяется на развитие более 70 млн рублей. Эти средства получают в виде гранта те вузы, которые прошли очень серьезный отбор. Мы его прошли и стали единственным из медицинских вузов Дальнего Востока, который вошел в эту программу. Мы ее защитили под девизом: “Медицинские кадры Дальнего Востока”. Специфика наша в том, что плотность населения в ДФО очень низкая, при этом доступность медицины ниже других регионов. Их других особенностей — вахтовая деятельность, морские перевозки, наличие больших инфраструктурных проектов. Обеспеченность медицинскими кадрами на этом фоне — проблема, причем она гораздо серьезнее, чем в других регионах. В ТГМУ в рамках этого федерального проекта будет трансформирована и преобразована образовательная программа, научная политика. Будут созданы лаборатория персонализированной генетической медицины, центр медицины труда и общественного здоровья Дальнего Востока и лаборатории цифровых технологий в медицине. Вуз готовит большую профориентационную кампанию под девизом “Ждем лучших, выпускаем профессионалов”, на Камчатке, Сахалине, в ЕАО и Якутии — проводятся мастер-классы, олимпиадное движение, медицинские классы (12+). Впереди ещё очень много работы”, — акцентировал Роман Луговой. 

Источник
Источник: u74.ru

Маруся