Офшор на острове Русском – “Где деньги Зин?”, Беларусь заходит в Китай мимо Приморья

Главные экономические темы в по-весеннему свежем бизнес-обзоре ИА PrimaMedia

Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia Предыстория: 
Почему владельцы “Пятёрочки” дружат с миллиардером Алексеевым, порт Находка опять пылит

Специальный административный район (САР) на острове Русский продолжает собирать крупный российский бизнес, ориентированный на работу в АТР. Новым резидентом приморской “налоговой гавани” станет Global Ports Investments PLС (один из крупнейших операторов морских контейнерных терминалов в России), владеющая “Восточной стивидорной компанией” в Приморье. На данный момент в САР насчитывается 21 резидент, каждый из которых, в соответствии с законодательством, должен вложить в экономику края не менее 50 млн рублей.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко, которого губернатор Олег Кожемяко считает своим другом, на прошлой неделе посетил нашего великого соседа и встретился там с председателем КНР Си Цзиньпином. В совместном итоговом заявлении лидеры Китая и Белоруссии подтвердили намерение сотрудничать буквально во всех возможных сферах. По данным МИД Белоруссии, в ходе визита были заключены контракты на $3,5 млрд. На практике это означает, что часть китайских инвестиций, которых так не хватает Приморью (например, на ВКАД), будет направлена на Запад.

Группа “Волгабас” разместит сборочное производство пассажирских автобусов большого класса автобусов не в Приморье, а Хабаровске. И дело не только в том, что соседи смогли предложить лучшие условия для производства, но прежде всего в более коротком “логистическом плече”.

Содержание

  1. Прямая дорога с Кипра в Приморье
  2. Беларусь разворачивает “на Восток”, ориентируется на Китай
  3. Хабаровск объехал Владивосток на автобусе

Прямая дорога с Кипра в Приморье

На прошлой неделе акционеры Global Ports Investments PLС (один из крупнейших операторов морских контейнерных терминалов в России,) на внеочередном собрании одобрили смену юрисдикции компании с Кипра в Россию. Речь идёт о редомициляции компании в специальный административный район (САР) на территории острова Русский, который ещё называют внутренним российским офшором.

Редомицилирование (редомициляция) — одна из форм реорганизации юридического лица, при которой меняется юрисдикция (страна регистрации) и юридический адрес компании.

Акционеры также утвердили смену наименования компании с Global Ports Investments PLC на “Международная компания акционерное общество “Глобал Портс Инвестментс” (МКАО “ГПИ”).

“Поскольку большинство терминалов и все активы группы, генерирующие финансовые потоки, расположены в России, продолжение ее деятельности в качестве юридического лица путем редомициляции упростит структуру управления Global Ports и управление движением денежных средств в группе”, — поясняла ранее Global Ports Investments PLС.

Процесс редомициляции может завершиться в течение 2023 года.

Одновременно с этим Global Ports направила уведомления в Управление финансового надзора Великобритании с заявлением о прекращении листинга глобальных депозитарных расписок и на Лондонскую фондовую биржу об отмене допуска GDR к торгам с 11 апреля.

61,5% акций Global Ports принадлежит группе компаний “Дело” (51% в группе у основателя холдинга Сергея Шишкарева, 49% — у госкорпорации “Росатом”. Ilibrinio Establishment Ltd и Polozio Enterprises Ltd (бывшие владельцы “Национальной контейнерной компании”, НКК) владеют по 9% в капитале Global Ports. Free float составляет 20,5%.

САР были созданы в России в августе 2018 года на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области. Основной целью их создания называлась деофшоризация зарубежных холдингов, подконтрольных гражданам РФ и владеющих активами в России, в том числе в качестве антисанкционной меры.

Приняв принципиальное решение о переезде в РФ, компания должна выбрать между “восточным” и “западным” САР. Пока “переезжающие” компании отдают предпочтение острову Октябрьский, и лишь около 10% выбирают Приморье.

Популярность САР возросла весной 2022 года после введения в отношении российского бизнеса многочисленных санкций. На этом фоне российские власти смягчили требования к претендентам на смену “прописки” и упростили её документальное оформление — теперь достаточно решения о редомициляции и копий корпоративных документов.

Резиденты САР, имеющие статус международной холдинговой компании (МХК), при соблюдении ряда условий вправе рассчитывать на налоговые преференции.

С 1 января вступил в силу ряд положений закона 66-ФЗ от 26 марта 2022 года, расширяющих список таких льгот. Пониженными ставками с начала 2023 года до 1 января 2036 смогут воспользоваться как публичные, так и непубличные МХК.

Устанавливаются пониженные ставки по налогу на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов, процентов и роялти: 5% по полученным и 10% по выплаченным. Воспользоваться льготами можно будет при одновременном соблюдении ряда условий: доля доходов от пассивной деятельности — выше 90%, доля расходов в России — более 70% от общих затрат, управление МХК ведется из РФ, и ряд других требований.

Одно из обязательных условий для получения налоговых преференций — обязанность МХК инвестировать не менее 50 млн рублей в течение одного года с момента государственной регистрации компании. В том числе в строительство или реконструкцию объектов социально-культурной, транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной или инженерной инфраструктур на территории субъекта, где расположен САР. То бишь в Приморье.

Кроме того, предусмотрена возможность инвестирования в некий фонд, который будет создаваться субъектом. И дальше уже из этого фонда сам субъект будет определять, на какие социальные объекты пойдут деньги компании”,

— сказал заместитель главы Минфина Алексей Сазанов в декабре 2023 года на конференции “Налоговые итоги года”, организованной “Ведомостями” (18+).

По его словам, при этом субъекты РФ смогут в предварительном порядке согласовывать объекты для инвестиций.

Сейчас от резидента САР требуется иметь в штате не менее 15 сотрудников, проживающих в регионе, где расположена МХК, а также офис площадью не менее 50 кв. метров в пределах административного района. До конца 2025 года МХК разрешено иметь офис в пределах субъекта, где расположен САР, продление этого послабления планируется еще на два года.

На данный момент список резидентов на острове Русский насчитывает 21 компанию. Крупнейшие — структуры холдинга “Интеррос” (МК “Интерррос Инвест” и МК “Интеррос Капитал”, СУЭК (МК “Доналинк” и МК “СУЭК Лтд”), “Транснефти” (МК “КТК Компани”, через неё “Транснефть” владеет долей в Каспийском трубопроводном консорциуме, КТК) и др.  

“С учётом того, что каждый резидент САР должен сделать “взнос” не менее 50 млн рублей, от двух десятков компаний уже набегает кругленькая сумма в миллиард рублей. Только вот до сих пор неясно на какие цели направляются эти средства. Кто-то готов инвестировать в строительстве офисных зданий, так как на острове Русский кроме кампуса ДВФУ поселиться по большому счёту и негде.

Если бы обязательные средства поступали в некий спецфонд, которым могли бы распоряжаться власти Приморья, это помогло бы решить часть инфраструктурных проблем на Русском. Но такая схема сегодня не работает. Вопрос — куда уходят деньги?”,

— сказал ИА PrimaMedia представитель одной из юридических фирм.

Беларусь разворачивает “на Восток”, ориентируется на Китай

В 2022 году 64% белорусского экспорта пришлось на рынки России и Китая, в текущем году республика планирует продолжать увеличивать поставки в эти страны, прежде всего в Поднебесную.

“В этом году мы сохраняем эти рынки: (по экспорту) в Россию мы хотим вырасти на 6,5%… планируем получить $24,4 млрд экспортной выручки из России, то есть это на $1,5 млрд. Думаю, нам это по плечу”, — сказал заместитель министра экономики Белоруссии Дмитрий Ярошевич в интервью телеканалу “Беларусь 1”. Экспорт в Китай в 2023 году планируется нарастить на 15%. “Китай, — в принципе, безграничный рынок. Можно расти бесконечно, вопрос — грамотно все туда завезти и преподнести”, — сказал Ярошевич.

Министр экономики Белоруссии Александр Червяков пошёл дальше, заявив о развороте республики “на Восток”.

“Во внешней торговле реализуем концепцию “разворота на Восток”. Здесь ключевая задача — выстроить оптимальные пути логистики. Также перспективным является использование маршрутов международного транспортного коридора “Север — Юг”. Это направление активно развивают Россия, совместно с Ираном, Казахстаном, Азербайджаном. Нам необходимо встроиться в эту работу”, — рассказал Червяков на заседании коллегии Минэкономики республики, его слова приводит пресс-служба ведомства.

Он добавил, что “принципиально важно оперативно завершить переговоры о свободной торговле услугами и инвестициях с нашими ключевыми партнерами — Китаем и СНГ. Задача — выйти на подписание международных договоров уже в этом году”.

Главным азиатским инвестором Белоруссии сегодня является крупнейшая государственная финансовая корпорация Китая CITIC Group, входяща в топ-500 компаний мира). Общий объем инвестиций в строительство с участием CITIC Group на территории Белоруссии уже составляет $1,5 млрд.

Александр Лукашенко на встрече в Пекине с председателем правления CITIC Group Чжу Хэсинем предложил корпорации сконцентрироваться на нескольких направлениях работы в Белоруссии, во-первых — на строительстве горно-обогатительного комбината.

Очень надеемся, что после этого визита и переговоров с высшими руководителями страны, в том числе с моим хорошим другом Си Цзиньпином, наше сотрудничество будет только расширяться и у нас не будет никаких проблем в перспективе с освоением новых проектов, особенно в плане создания и строительства объектов вашей компании, белорусских объектов на территории Беларуси”,

— сказал президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Глава Беларуси предложил китайской компании расширить строительство в рамках совместного с ней проекта по выпуску премиксов и кормовых добавок — Белорусской национальной биотехнологической корпорации (БНБК). “Первые этапы БНБК-1 и БНБК-2 успешно реализованы с участием китайских партнеров. Мы хотели бы продолжить строительство биотехнологического кластера, корпорации на территории Беларуси ее третьей очередью по глубокой переработке кукурузы и получению витаминов и прочих продуктов”, — сказал Лукашенко.

Напомним, что схожее производство в Приморье в ТОР “Надеждинская” реализует группа компаний “Арника”. В рамах проекта по созданию агробиоэкономического кластера уже введены первая очередь (завод “Кормбиосинтез” по производству кормовых витаминов для животных, защищенных аминокислот и продуктов на их основе) и вторая очередь (завод “Фармсинтез” по производству кормовой биотехнологической продукции и ветеринарных препаратов для животных). Объем инвестиций “Арники” в первые две очереди превысил 4,5 млрд рублей. Еще около 2 млрд рублей “Арника инвестирует в строительство элеваторного комплекса в для проекта по глубокой переработке кукурузы.

ООО “Арника-холдинг” (производственная структура в группе “Арника”) зарегистрировано в 2016 году в селе Вольно-Надеждинское Приморского края. Основной вид деятельности — производство кормового микробиологического белка, премиксов, кормовых витаминов, антибиотиков, аминокислот и ферментов. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем компании является гендиректор и совладелец ООО “Арника” Людмила Текутьева.

Белорусский министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло также пояснил, что уже есть договорённость с CITIC Group о строительстве свиноводческого комплекса на 300 тысяч голов, который станет крупнейшим в республике.

Еще одна точка сотрудничества — белорусско-китайское совместное автопредприятие “БелДжи”, собирающее в том числе автомобили Geely (привет “Соллерсу”, который до сих пор не может перезапустить завод во Владивостоке).

СЗАО “БелДжи” создано в декабре 2011 года. В ноябре 2017 года компания ввела в эксплуатацию в Минской области CKD-завод (мелкоузловая сборка) полного цикла. Производственная мощность составляет до 60 тыс. автомобилей в год. ОАО “БелАЗ” владеет 58,16% акций компании, китайская Zhejiang Jirun Automobile Co. Ltd. (входит в Zhejiang Geely Holding Group) — 36,09%. Geely — один из крупнейших частных автопроизводителей Китая.

Президент Белоруссии поставил задачу перед СП “БелДжи” выйти в 2023 году на производство до 60 тысяч автомобилей марки Geely. Для сравнения, ООО “Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус”, МСМР) в 2021 году собрало на заводе во Владивостоке около 29 тысяч автомобилей Mazda.

Хабаровск объехал Владивосток на автобусе

Группа “Волгабас” (холдинг “Бакулин Моторс Групп”) в третьем квартале 20224 года планирует ввести первую очередь сборочного производства автобусов в Хабаровском крае -производственно-складской комплекс с линией сборки и зоной таможенного контроля. На полную мощность завод выйдет к 2032 году: здесь будет налажено производство автобусов полного цикла, “под ключ”.

В декабре 2022 года была зарегистрирована компания-оператор проекта — ООО “Дальневосточный автокластер”, которое возглавил Алексей Бакулин. Сейчас предприятие готовится получить статус резидента ТОР “Хабаровск” для работы на площадке “Ракитное”.

“Волгабас” входит в тройку крупнейших российских производителей пассажирских автобусов большого класса (лидеры — “ГАЗа” и “КАМАЗ”). По данным сайта “Волгабаса”, доля группы на российском рынке больших автобусов составляет 17%, производственные мощности позволяют выпускать до 3 тысяч автобусов в год.

В линейке продукции “Волгабаса” есть даже автобсу на сжиженном природном газе (СПГ). Для Приморья таксая техника достаточно актуальна, с учётом того, что в краев планируется развивать мощности по производству мини-СПГ.

Среди наиболее мощных точек роста — запуск сборки автобусной техники под собственным брендом для междугородних турмаршрутов. Что же касается продаж, то предприятие готово ориентироваться не только на внутренних заказчиков, но и на экспорт в страны-партнеры России”,

— написал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев в своем телеграм-канале (18+), анонсируя проект “Волгобаса.

Ранее сообщалось, что “Волгабас” может открыть в Хабаровском крае сборочное производство городских и междугородных автобусов, а также электро— и водородобусов для локального рынка Дальнего Востока. Инвестиции в проект оцениваются в 6,5 млрд рублей, в том числе ВЭБ.РФ может профинансировать 5,2 млрд рублей. Создание полного цикла производства автобусной техники в регионе позволит изготавливать до 1 тысячи единиц в год.

Источник
Источник: u74.ru

Маруся